Блог о юридическом бизнесе

Что именно стоит измерять в юридическом бизнесе. И как это делаем мы.

Читайте, какие отчеты и зачем нужны в юридическом бизнесе.

Поехали. 
Всего мы сделали в системе 11 отчётов, которые так или иначе используем в управлении собственным юридическим бизнесом.


1.    Отчет о времени и затратах клиенту. 

Этот – самый часто использующийся. Выбираем клиента, выбираем проект, выбираем период – получаем сводную по всему затраченному для выполнения клиентского поручения времени и по всем расходам. Все просто. Кстати, сильно помогает с взысканием расходов на представительство в суде.


2.    Выставленные счета. 

Просто перечень всех счетов, которые были сформированы в А2.Тайм за выбранный нами период. Те, которые не оплачены, подсвечены красным. Задача этого отчёта – контроль дебиторской задолженности. Быстро понимаем, какие клиенты почему-то ещё не успели оплатить.


3.    Клиенты. 

Видим всех клиентов, которые есть в системе. Существует возможность отобрать только активных в данный момент или же наоборот тех, работа по которым прекращена.
В разрезе каждого клиента смотрим, сколько затрачено времени на его проекты за тот или иной период. Сколько выставлено и оплачено счетов и есть ли задолженность. Помогает легко увидеть, какие клиенты «любимые», а какие приносят на 80% затрат времени 20% денег.


4.    Анализ выручки по отраслям практики. 

Наглядно о том, какое именно направление вашей работы приносит наибольший результат в деньгах. Цель - выделить главное и сфокусироваться именно на прибыльной деятельности.



5.    Стоимость по сотрудникам. 

Тут можно посмотреть, кто и сколько за период учёл времени в системе. В часах и в деньгах. Важный момент – это именно эффективность учёта времени. Оплаченные деньги этот отчёт не учитывает. Для нас лично минимум учёта – половина рабочего времени. То есть хотя бы 80 часов в месяц. Если сотрудник регулярно учитывает меньше, значит, где-то есть проблема. Хотя вообще-то таргет по биллингу в ИЛЬФах – 1920 часов в год. То есть по 160/мес. Отпуск не предполагается ))).



6.    Стоимость по проектам. 

Позволяет смотреть общую утилизацию (то есть сколько всего учли) времени по фирме. Можно по отдельному проекту, чтобы увидеть «что делали», можно по всем сразу. Последняя функция позволяет отслеживать показатель WIP (work in progress) – насколько мы в принципе загружены.

 

7.    Распределение выручки по партнерам.

Этот отчёт нужен для того, чтобы считать вклад каждого партнёра в выручку фирмы. Мы для целей своей работы учитываем только «чистый» вклад партнёра с проекта. То есть за вычетом расходов, которые просто компенсируются клиентом. Основная задача – посмотреть, сколько денег в фирму принёс тот или иной партнёр за установленный период и учесть его эффективность.




8.    Эффективность проектов.

Сразу видно, насколько тот или иной проект прибылен для вашей практики. Через общее утвержденное время, выставленную и оплаченную клиентом сумму получаем % эффективности. Он рассчитывается как соотношение затраченного и оплаченного времени. Если проект эффективен на 50%, значит, времени потрачено вдвое больше, чем было оплачено. Если 100% - значит, ровно по часам. Если более 100% (бывает и такое!) – поздравляю, вы хорошо договорились и потратили времени на проект меньше, чем вам за него заплатили.


9.    Анализ выручки по клиентам.

Выводит на одной странице перечень всех клиентов и их проектов, которые оплатили за период. Можно сразу увидеть самых важных для вашего юридического бизнеса заказчиков. Такие вот ключевые клиенты являются не только главными потребителями услуг, но и лучшим источником новых заказов и рекомендаций.



10.  Сотрудники, их часы и эффективность.

Пожалуй, это самый сложный вид отчёта в системе. Показывает на одной странице вклад каждого сотрудника в каждый проект, а также сводную. Мы используем его для премирования юристов по итогам деятельности. 
Для премий нужны именно итоговые цифры. Но возможность заглянуть внутрь каждого проекта позволяет оперативно увидеть, нет ли каких-то «перекосов» в учтённом времени. 


11.  Распределение времени сотрудников по проектам.

Можно посмотреть, сколько времени на тот или иной проект затрачено каждым сотрудником, и скачать эту информацию в Excel. Сразу видим, кто на фирме самый эффективный среди коллег и кого стоит поощрить.



Ну вот, собственно, и все. Наверняка кому-то нужны и другие данные, а кто-то сочтёт и эти избыточными. Буду рад, если поделитесь в комментариях, что именно отслеживаете или хотели бы в своем бизнесе. В наших личных планах количество отчётов все же уменьшить, т.к. они явно пересекаются, и часть информации превратить в графический вид.