Блог о юридическом бизнесе

Себестоимость работы юриста и как её считать

Любая юридическая компания (а если смотреть чуть шире – в принципе любая фирма из сферы профессиональных услуг) по сути продаёт не что иное, как время своих сотрудников. Квалификация сотрудников в данном случае представляет собой некий качественный признак. Именно поэтому обычно стоимость часа сотрудников с разным опытом различна.

Систем тарификации для клиентов может быть сколько угодно много – фиксированная стоимость, гонорар успеха и прочее. То есть ценность работы юриста может быть и не в часах. Но вот её себестоимость – это всегда время.

Допустим, заработная плата сотрудника составляет 100 тыс. Для простоты – включая все налоги и прочее. Стоимость его рабочего места при этом (беру Москву) будет колебаться в пределах от 50 до 75 тыс./мес. при условии работы в офисе (грубо говоря, тут все накладные расходы – от чая/кофе до стоимости правовых систем и IT-инфраструктуры).
Получается, что себестоимость «рабочего месяца» составляет 150 тыс. Даже упорный ни разу не болеющий сотрудник все равно обычно в отпуск ходит. То есть те, кто «не биороботы», работают обычно 11 мес. в году. Или 1760 часов при нормальной продолжительности недели.

Получаем «себестоимость» часа юриста на уровне 1023 руб./час (это (150 000 * 12)/1760 как несложно посчитать).

Что не так в этом расчёте? Точно – загрузка. Такая себестоимость будет при условии, что все свои 1760 часов в год наш условный юрист трудился. Не пил кофе, не смотрел котиков, не отлучался ни на минуту от компьютера все 8 часов рабочего дня. А главное – каждую минуту этого времени был занят именно работой на клиентов. Реально? Пожалуй, нет.

Те, кто сталкивался с работой ILF знают – чтобы «выставить» клиенту те самые 160 часов в месяц, проработать юристу надо обычно часов 200 минимум. Отсюда и все «овертаймы».
У меня нет опыта работы в «процессном консалтинге» (регистрация фирм или недвижимости – деятельность, поставленная на поток), но что-то подсказывает, что и там загрузка не может достигать 100%.

А какова же реальная производительность труда, выраженная через «количество времени, купленное клиентами»? Наверное, можно выводить какие-то средние, но в действительности показатель может быть для каждого бизнеса очень разный и понять его можно только эмпирически.

Например, может получаться и так, что специалист только 10% своего времени работает на клиентов, а остальное время посвящает, например, повышению собственной квалификации. Как несложно догадаться, в нашем примере в этом случае себестоимость его часа получится на уровне 10 с лишним тыс. Так что не стоит такого сотрудника «грузить» регистрацией ООО, пожалуй…

Итак, мы видим, что необходимость в учете времени вызвана желанием понять себестоимость юридической работы. Есть ли что-то еще? Ну конечно!
Об этих аспектах – расчет вознаграждений сотрудников и учёт времени Партнерами фирм – напишу в следующих постах.